О компании

События

Партнерство

Вакансии

Контактная информация

Аэроклуб

Тест-полет

Обучение

Аренда вертолета

Все услуги компании

Новые вертолеты

Ресурсные вертолеты

Библиотека

Фотоальбом

Библиотека


Журнал «Итоги»: Первым делом — вертолеты

Сегодня просторы российской части воздушного океана бороздит уже более сотни частных геликоптеров, а количество аэроклубов растет как на дрожжах. Грядет ли в России винтокрылый бум?

На позапрошлой неделе в Тверской области завершился чемпионат России по вертолетному спорту. За господство в воздухе сражались 23 экипажа из России, Белоруссии, Украины, Франции, Германии. Но этот факт, так сказать, лишь достойная оправа для отечественного феномена под названием «винтокрылый бум». Ибо вертолет сегодня — это гламурно, спортивно, сверхмодно и актуально. Иметь собственный аппарат и вертолетную площадку в Подмосковье не менее престижно, чем являться владельцем недвижимости где-нибудь в Марбелье. И сегодня продвинутая часть столичного бомонда вместо поднадоевших вояжей в Куршевель и на Никки-бич уже прилежно осваивает науку воздухоплавания на бескрайних российских просторах. Если раньше у нас продавалась лишь пара винтокрылых машин в год, то сейчас — несколько штук в месяц. И хотя стоимость весьма скромного геликоптера марки Robinson составляет около полумиллиона долларов, а более крупный и мощный Bell обойдется как минимум в полтора миллиона «зеленых», вертолеты разлетаются среди покупателей как горячие пирожки. Права пилота можно сегодня обнаружить и в сумочке эстрадной звезды, и в письменном столе министра, и в бумажнике олигарха.

Люди неба

Чем так привораживает нас, рожденных ползать, винтокрылая птица? Ее стальное великолепие? Понятное дело! Драйв и извечное желание человека летать как птица. Но не только это. По мнению президента аэроклуба «Аэросоюз» Александра Климчука, вертолетный клуб — это место, где очень занятые люди могут забыть о делах, званиях и регалиях. «Понимаете, перед небом все равны. Кем бы ты ни был на земле, там ты только пилот и с тобой только то, что знаешь, умеешь и можешь, — признается телевизионный режиссер и продюсер Алексей Табачников. — Все остальное остается на земле». Алексей знает, о чем говорит: он давно уже не просто любитель, а член сборной России по вертолетному спорту, абсолютный чемпион Москвы и открытых первенств Англии и Франции, пилот экипажа, названного на недавнем чемпионате России лучшим по пилотированию аппарата Robinson R44. Небу и вертолету в самом деле все равно, кто ты: миллионер или менеджер среднего звена, здоровый мужик или хрупкая девушка. Доказательство тому — Светлана Капанина, многократная абсолютная чемпионка мира, которая ухитряется выдерживать бешеные перегрузки в высшем пилотаже. Необыкновенной отточенностью и красотой исполнения упражнений отличается Людмила Сорочинская, в прошлом году получившая специальный приз «За элегантный слалом» на чемпионате Москвы и самые долгие аплодисменты зрителей. Но это сегодня. А до этого у каждого был первый визит в аэроклуб, первый «укол» адреналина, первый самостоятельный полет. «Поначалу было так страшно, что даже развороты с закрытыми глазами делала! — вспоминает Людмила Сорочинская. — Поэтому нередко разворачивалась в другую сторону. А инструктор учил меня летать так, как иногда учат плавать — бросают в воду, и выплывай сама. Однажды в полете он мне объяснил, как управлять вертолетом, а затем передал ручку управления. И я сама летела, словно птица, адреналин такой, что словами не передать. Страх куда-то исчез, но до сих пор осталось ощущение чуда. Я его всегда испытываю, как только ухожу в небо…» В советские годы научиться летать можно было в ДОСААФ. Теперь появились и иные варианты. В одном только Подмосковье их около десятка: от клубов Российской оборонной спортивно-технической организации (правопреемник ДОСААФ) до элитных вроде «Филина» на Ново-Рижском шоссе и «Аэросоюза» на Дмитровке. Однако наши клубы — это вам не американские, где только и есть, что поле с летным ангаром да несколько вагончиков для персонала. У нас это обычно целый комплекс, позволяющий и технические проблемы решить (обслуживание аппарата стоит от 55 долларов в час, а базирование — около 1000 долларов в месяц), и потусоваться с единомышленниками, и просто отдохнуть.

Кстати, в аэроклубах базируются не только клубные машины, но и частные. Три года тому назад проблема приобретения вертолета в частную собственность сошла на нет: если раньше аппараты приходилось покупать за рубежом, то сегодня у многих известных производителей (и американских, и европейских) появились в России свои авторизованные дилеры. Понятно, что когда у тебя рядом с домом припаркована собственная машина с пропеллером, увлечение переходит из стадии простого любительства в образ жизни. Сегодня просторы российской части воздушного океана бороздят уже более сотни частных вертолетов зарубежного производства. Может, еще и рано говорить о пике вертолетного бума в России, но приметы его начала верные: количество клубов растет, на рынке огромное предложение винтокрылых машин, профессиональные инструкторы нарасхват.

Пристегните ремни

Что необходимо для того, чтобы «оседлать» вертолет? Кажется, что все просто: записаться в клуб и приступить к занятиям. «Выучиться летать просто, — соглашается Алексей Табачников, — а вот чтобы стать летчиком, нужен немалый опыт, потому что каждый раз сталкиваешься с тем, чего раньше не было». Чего стоит «выучиться»? Дело это трудоемкое и недешевое. Стоимость обучения включает 60 часов теоретических занятий, 42 часа летной практики, из которых только 10 проходят самостоятельно, аренду аппарата, техническое обслуживание и горючее. Топливо, кстати, сжирает львиную долю затрат на тренировку. Для собственника вертолета Robinson час пребывания в воздухе стоит 150 долларов, поскольку расход бензина у этой машины составляет всего 50 литров в час. А вот наш старый добрый Ми2 сжирает до 300 литров. Рекомендуемый всем новичкам ознакомительный полет, дабы те «почувствовали небо», занимает около 10-15 минут из расчета 350-600 долларов в час. А уж если вам понравилось, придется учиться, учиться и учиться… Ознакомиться с аэродинамикой, навигацией, метеорологией, конструкцией вертолета, правилами радиообмена и эксплуатации, а также нормативными документами, регламентирующими летную работу, в том числе Воздушным кодексом РФ (летать-то у нас можно отнюдь не везде).

Потом вперед — за штурвальную ручку. На первый взгляд место пилота напоминает автомобильное сиденье. Те же две педали, тот же «ручник» (правда, под левой рукой), приборная панель, только вместо руля — штанга с коромыслом и двумя ручками (Robinson) или два отдельных «джойстика» (Ми2). Педали ведают направлением: в какую сторону надо развернуться, на ту жмешь. «Ручник» — это рычаг шаг-газа, управляющий набором высоты. Зароется ли вертолет носом в землю, задерет его к облакам, зависит от джойстика. Говорят, поначалу новички норовят «махать» ручкой управления, хотя машина откликается на едва уловимые манипуляции пилота. Зато заводится она действительно как машина, обычным поворотом ключа зажигания. На занятиях научат выполнять упражнение на зависание, полет по кругу, в пилотажной зоне, по приборам, по маршруту. Покажут развороты у земли, посадку с выключенным двигателем. После сдачи экзаменов и аттестации курсант получит свидетельство пилота-любителя. Полностью курс обучения и свидетельство обойдутся вам в 15-20 тысяч долларов.

О, спорт!

Что делать, когда выучился летать? Конечно, было бы здорово добираться на работу или, допустим, на дачу, минуя извечные российские проблемы: бездорожье и автомобильные пробки. Однако пока это из области фантастики — небо крупных городов России, в том числе Москвы, законодательно закрыто для полетов низколетящих объектов. Долетев до площадки у МКАД, нужно пересаживаться в машину. Но истинные вертолетчики выход своим знаниям и умениям все равно находят. «Для многих из нас заменителем цели полета становится спорт, — говорит Алексей Табачников. — Летать особенно неоткуда и некуда, а хочется, причем как можно чаще. Ты ждешь встречи с небом, а спорт дает эту возможность».

Начиная с 1973 года на чемпионатах мира по вертолетному спорту, в том числе и последнем, в 2005 году в Руане (Франция), побеждают российские экипажи. Этот факт в некоторой степени привел к стагнации мирового вертолетного спорта, поскольку ни один спонсор не хочет вкладывать деньги в команду, если русские все равно приедут и выиграют. Современный вертолетный спорт, живущий по своим строгим и малопонятным для непосвященных правилам, пытается бороться за зрительский интерес. Пока люди приходят «поболеть» только в последний день крупных соревнований, когда идут показательные выступления. И сегодня все эксперты сходятся во мнении, что этот спорт нужно делать более открытым, понятным и интересным для зрителя. Мировые правила проведения чемпионатов могут и должны подвергаться изменениям. И если этого пока не происходит на официальных соревнованиях, то вполне допустимо на частных, проводимых на средства спонсоров соревнованиях. Например, на прошедшем в июле в четвертый раз чемпионате по вертолетному спорту на Кубок КБ Миля присутствовали как любители, так и члены сборных команд России, Украины, Великобритании. А изменения, внесенные в правила проведения чемпионата, доказали, что вертолетный спорт может стать таким же захватывающим, как ралли «Дакар». На старт выходило сразу два вертолета, и зрители имели возможность самостоятельно оценить, кто побеждает в каждой паре, не дожидаясь оценок судей. Кроме того, как рассказал Алексей Табачников, каждая национальная школа пилотирования обладает собственным набором необычных элементов высшего пилотажа, которые не показываются на чемпионатах. А жаль. Возможно, стоит вспомнить все хорошее старое и показать его миру, тогда появится и новое.

Приказано дешеветь

По оценке специалистов, в ближайшем будущем Россию ожидает настоящий вертолетный бум, если удастся снизить «издержки отрасли». И решить-то надо всего пару проблем: во-первых, на сегодняшний день таможенные пошлины вкупе с НДС составляют 42 процента от стоимости вертолета, что значительно удорожает технику. Во-вторых, присутствуют и законодательные препоны. Недавно принятый Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» установил разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства и многое другое, чего не было прописано раньше. Но полеты все равно производятся согласно федеральным авиационным правилам, по которым частникам нельзя летать почти нигде — разве что над отдельными лесами-полями.

Еще одна проблема, по словам Алексея Табачникова, — это отсутствие государственной поддержки. Необходимо воссоздать школы, где люди становились «крылатыми», хотя бы просто потому, что от этого они делаются лучше. Пока же наблюдается обратный процесс. Аэродромы отодвигаются от Москвы: не функционирует Тушино, закрыт и ближайший к городу аэродром в Мячкове, служивший базой для 34 авиаклубов. И последнее: несмотря на значительный спрос (продажи вертолетов Robinson в 2005 году в мире побили рекорд в 800 штук, а на покупку Bell записываются в очередь на три года вперед), отечественный авиапром не спешит откликаться. На конвейере для нужд обороны и промышленности остались только созданные в 1961 году тяжелые Ми8. К сожалению, сейчас в России отсутствует конкурентоспособный по эксплуатационным характеристикам и стоимости легкий вертолет. Отвечая требованиям времени, знаменитое КБ Камова, создавшее «Черную акулу», разработало Ка226, Ка115 «Москвичку», КБ Миля — Ми34С, Ми60МАИ, КБ Казанского вертолетного завода — «Ансат» и «Актай». Однако почти все они остались на уровне экспериментальных моделей, не производятся серийно и не имеют своей сети техобслуживания. Научная мысль еще теплится — дело за госзаказом. Но есть надежда, что в отрасль придут и частники: ведь именно среди состоятельных людей, которых можно назвать потенциальными инвесторами, сегодня много любителей «покрутить пропеллером».


ВРЕЗ: ЭКИПАЖ Звезды над нами

В Америке повальное увлечение малой авиацией пришлось на 70-80 годы XX века. Сейчас наиболее стабильный интерес к ней проявляют представители делового мира, ценящие мобильность и время превыше всего. Многие звезды Голливуда имеют лицензию пилота. Это и Джон Траволта, и Курт Рассел, и Морган Фримен. В одном из интервью Том Круз признался: «Только благодаря авиации я научился снимать стресс. Бывает, дезертирую со съемок — и в воздух. Меня ищут на съемочной площадке или в трейлере, а я в это время в прямом и переносном смысле витаю в облаках». Харрисон Форд, будучи владельцем нескольких самолетов и вертолета, постоянно летает на них между Нью-Йорком и Вайомингом. Правила полета для всех одинаковы, и даже Билл Гейтс поплатился за их нарушение. Глава компании Microsoft попал в новостные ленты летом 2004 года, когда, совершая полет над вулканом Стромболи, он без разрешения посадил вертолет на площадку базы сил гражданской обороны Сицилии и был выдворен за пределы территории базы. Среди любителей вертолетов числятся султан Брунея Хассанал Болкиах. Россияне не отстают. Леонид Рейман — министр информационных технологий и связи РФ, сам пилот-любитель, является к тому же председателем Попечительского совета Национальной федерации вертолетного спорта России. Знаменитый нападающий сборной России Алексей Ковалев, тренируясь в США, летает на самолетах, а приезжая в Россию, на вертолетах. Сергей Кириенко, Никас Сафронов тоже прекрасно пилотируют вертолеты.


ВРЕЗ: ИСТОРИЯ Рожденные летать

Как известно, среди бумаг гениального художника, скульптора, ученого и изобретателя Леонардо да Винчи был найден чертеж летательного аппарата с винтом, похожим на вертолетный, наряду с подводной лодкой, «птицелетом» и другими идеями. Некоторые из них потом были заново изобретены и воплощены. Поскольку эпоха Возрождения не знала поршневых, газотурбинных и прочих двигателей, винт предполагалось приводить в движение мускульной силой четырех человек. Однако даже им было не по силам развить нужную для полета скорость вращения винта.

Эстафету принял в середине XVIII века ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. В архивах сохранились документы, подтверждающие работу М. В. Ломоносова над аэродинамической машиной — первым в мире малоразмерным вертолетом соосной схемы. В 70х годах XIX века русскими инженерами созданы проекты винтокрылых машин с подробно продуманной общей компоновкой аппарата и конструкцией отдельных узлов. И уже в XX веке русский инженер Игорь Сикорский предложил использовать двигатель внутреннего сгорания для создания летательного аппарата с вертикальным взлетом. С его легкой руки новое чудо техники назвали helicopter. После Великой Октябрьской революции инженер уехал за границу, занялся вертолетостроением и обучением инженеров. Среди его учеников был и Фрэнк Робинсон — основатель компании Robinson Helicopter, в результате создавшей самые популярные в своем классе легкие вертолеты.

Автор текста: Ирина Овчарова, фото: Алексей Исмагилов
«Итоги» от 2 октября, 2006 N.40

















My Helicopter